15
СЕН
2016
Интервью Председателя Правления "СКМ" Ольги Мазуровой РИА Новости

Регулирование коллекторской деятельности в РФ является долгожданным "подарком" для участников рынка, но приведет к удорожанию взыскания и будет являться своеобразной кредитной амнистией для заемщиков: с высокой долей вероятности некоторые агентства не выживут в условиях новой реальности, заявила в интервью РИА Новости председатель правления коллекторской компании "Сентинел кредит менеджмент" Ольга Мазурова.



Источник: https://ria.ru/society/20160915/1477041320.html

 


В июле текущего года президент РФ Владимир Путин подписал закон о коллекторской деятельности. Документ устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности граждан и порядок их взаимодействия с кредиторами и коллекторами. Закон прямо запрещает коллекторам применять физическую силу и угрожать ее применением, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление и вводить в заблуждение.

"Повторюсь, что принятие закона приведет к удорожанию взыскания. Для того чтобы отработать один договор, мне нужно будет произвести больше действий или столько же, но эти действия растут в цене, потому что "Почта России" повышает тарифы, операторы связи повышают тарифы, увеличивается стоимость трудовых ресурсов. При этом с точки зрения увеличения взыскания предпосылок не видно", — сказала Мазурова.

Гражданам, являющимся должниками, по сути, дается право отказаться от досудебного общения с коллекторами, а для многих, по сути, это означает отказ от оплаты долга, сетует глава компании. "По факту, это будет своеобразная кредитная амнистия для определенных категорий граждан: для тех, у кого есть мелкие долги и кто намеренно не хочет их возвращать, кого мало интересует собственная кредитная история и возможность получить кредит в будущем, а также для тех, у кого нет желания погашать просроченную задолженность", — отмечает Мазурова. 

Топ-менеджер "Сентинела" считает, что понимание того, какие конкретно изменения претерпит сфера взыскания, появится где-то в апреле 2017 года в том случае, если вступление закона в силу с 1 января 2017 года не будет сдвинуто. По ее словам, маржинальность агентского бизнеса уже стремится к нулю — у некоторых агентств она уже ушла в отрицательные значения, и бизнес держится на периодических вливаниях акционеров.

"С высокой долей вероятности такие игроки не выживут в условиях новой реальности", — полагает она.




Дьявол кроется в деталях

"Есть важный момент, который требует пояснения. В законе не указано, что конкретно считать состоявшимся контактом с должником. Мы именно поэтому очень ждем назначения регулятора, которому можно будет задать этот вопрос, и не просто задать, а еще изложить свою позицию и в ходе диалога прийти к определенному решению", — комментирует положения нового закона Мазурова.

В случае, когда представитель коллекторского агентства звонит должнику, который дослушивает его до конца и после этого принимает решение о дальнейшем взаимодействии, то по определенному набору критериев можно считать, что контакт состоялся. "А если я только начала представляться, а должник бросил трубку, то я, как коллектор, не считаю этот контакт состоявшимся, поскольку не были озвучены мои требования и не получена обратная связь от должника", — поясняет она. 

При этом Мазурова указывает, что гражданин, подписавший кредитный договор, обязан выполнять ряд действий, которые входят в его условия, хочется ему этого или нет. "Понятно, что его финансовые обстоятельства могут измениться, но такого пункта, который дает право не платить, в договоре нет", — напоминает она.

Также, по ее мнению, в законе баланс интересов смещен в пользу заемщиков. "Ну и главная вещь – у должника, по факту, появляется право в одностороннем порядке отказаться исполнять свои обязательства по кредитному договору, то есть баланс интересов смещён в его пользу", — сказала она.

В настоящее время коллекторы пока не получили никаких пояснительных расшифровок к нормам нового закона. "Получается, чтобы работать в следующем году, мы должны, получив расшифровку к определенным нормам со стороны регулятора, перестроить свою операционную систему в соответствии с этими нормами, будь то технические параметры, ограничения интенсивности или информационная безопасность, понять, что будет считаться состоявшимся контактом, и войти с этим в следующий год. Находиться в состоянии сопротивления принятому закону нерационально, это пройденный этап. Нужно двигаться дальше", — уверена Мазурова. 


"Могу сказать, что коллекторская отрасль давно хотела получить свод правил игры. Естественно, представители рынка надеялись, что он будет паритетным и будет в равной степени учитывать интересы должника и интересы кредитора. Сейчас преимущества на стороне должника. Более того, если вы обращали внимание, закон изначально назывался "О регулировании коллекторской деятельности…", а потом его переименовали в закон "О защите прав…". Сама смена формулировки в названии уже говорит о многом", — отмечает она.




Портрет должника

Мазурова также рассказала, что портрет должника менялся периодами — был типаж 2013-2014 годов затем 2015-2016. "Перемены есть и сейчас", — добавила она. Соотношение мужчин и женщин выровнялось, платежная дисциплина мужчин-должников имеет лучшую динамику, чем у женщин, увеличилось количество должников с наличием незаконченного высшего и среднего специального образования, стало больше заемщиков в возрасте до 25 лет и они теперь лучше платят. 

Также, по ее словам, вырос размер среднего долга в работе, изменилась реакция должников на инструмент принудительного взыскания (чувствительность выросла), повысился уровень закредитованности. "Ещё три года назад наличие двух кредитов на клиента было скорее исключением, чем правилом, сейчас же три-пять кредитов для определенного сегмента заемщиков, к сожалению, стало нормой", — посетовала Мазурова.

До 2013 года основными были несогласие с процентами по кредиту (кто-то не прочел условия, написанные мелким шрифтом в договоре) и ухудшение финансового положения — сейчас это ушло в прошлое. В 2013-2015 годах для улучшения ситуации с финансовой грамотностью граждан активно проводились информационные кампании, где рассказывалось, что надо читать примечания, написанные шестым шрифтом, как правильно считать проценты, как определять дополнительные комиссии, рассчитывать свою платежеспособность по кредиту.

Потом появилась другая тенденция: люди стали брать небольшие кредиты, зная заранее, что отдавать их не будут. Причем они открыто об этом говорят, например, коллекторской службе при первом звонке. "Банк богатый, сам заплатит", — рассказывает топ-менеджер. 

Также стало больше причин, связанных с потерей заемщиками работы, снижением заработка – урезанием зарплаты либо уходом в вынужденный отпуск за свой счет. В качестве тенденции можно выделить и то, что люди стали активно ссылаться на необходимость получения судебного решения для возобновления платежей банку, и активнее платить после коммуникации в рамках судебного производства, отметила Мазурова.

"Жизнь, в целом, устроена так, что белая полоса в ней не вечна. Случается и темная. В нее попадают все по-разному. Человек, когда берет кредит и выходит на просрочку, должен отдавать себе отчет в том, что жизнь его изменилась, и что расплачиваясь с долгами, невозможно вести тот же образ жизни в плане ежедневных расходов и удовлетворения собственных потребностей. Нужно чем-то жертвовать, чтобы эту проблему решить. Прежде, чем взять кредит, подумайте, сможете ли вы потом платить", — посоветовала гражданам глава коллекторского агентства.

"Коллекторы – важное звено финансовой системы, влияющее на здоровье экономической среды. Мы пишем, звоним и приходим к должникам восстанавливать нарушенное право кредитора, то есть требовать на основании закона. И делаем это профессионально", — подчеркнула Мазурова.

Другие новости